О НАУЧЕНИИ



Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В недавнем ролике, посвященной Системе боевых единоборств «Десять лепестков» было упомянуто о достижениях современной теории научения. Оказалось, что новые воззрения ученых на природу научения теснейшим образом перекликаются с Методикой обучения боевым единоборствам в нашей Системе.

 

О СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЯХ НАУЧЕНИЯ

и как они сопряжены с обучением боевым единоборствам в Системе боевых единоборств «Десять лепестков»

Или небольшой обзор современных научных представлений о теориях научения, разумеется, в контексте преподавания боевых единоборств. 

 

 Итак, что известно о механизмах научения современной науке.

Даже научное сообщество, не говоря уже об обыденном знании, все еще оперирует представлениями о работе мозга, о механизмах запоминания  на уровне концепций XVII столетия.

 XVII столетие. Декарт. В мозгу имеются поры, по которым бегают animal spirits. Многократное «пробегание» таких «животных духов» по конкретной траектории формирует устойчивый канал, т.е. элемент памяти. Формируется рефлекторная дуга.   

 XXI век. Вместо пор – нейроны и синапсы, вместо духов – спайки, электрохимические сигналы. 

 Что поменялось? Концептуально НИЧЕГО.

 Отсюда инструктивные теории научения (от слова «инструкция»). Мозг – это tabula rasa и на этот чистый лист окружение царапает инструкции. Внешняя среда инструктирует мозг. Т.е. эта среда делает определенные синапсы более эффективными, так формируется память.

 

А как на самом деле?

 Оказалось, что «бунт» против картезианства наиболее ярко выражен именно в России. Во много благодаря холистическому или системному  мировосприятию, присущим нашим согражданам и ученым в частности, что и привело к смене парадигмы.

 Вкратце суть концепции:

 Живое не реагирует на прошлое, а делает будущее и детерминировано будущим. Телеологическая детерминация, если угодно. 

 А теперь по-русски.

 Мозг – не чистая доска, а представляет собой «исходник» с разными группами активных клеток. Это разнообразие закладывается в раннем детстве, включая развитие плода в матке. Это, пожалуй, самый важный период в биографии человека. Уже в это время закладывается его будущее и судя по всему предрасположенность к занятиям боевыми единоборствами. Исходный набор клеток мозга зависит как от генома, так и от окружения в ранний период жизни.   

 Т.е. формируются разные группы клеток, предназначенных для разного. Чем больше всего разного, тем лучше. Это так называемый «первичный ассортимент». Идя по жизни, мы сталкиваемся с различными обстоятельствами. И эти обстоятельства не инструктируют (как в инструктивных теориях), а ищут подходящие для данной задачи группы клеток. Отобранные клетки специализируются, становятся экспертами в каком-либо вопросе. И выбить их из головы уже невозможно, это на всю жизнь. Так мы в течении жизни специализируя разные группы клеток, расходуем тот первичный ассортимент который набрали в период раннего онтогенеза. Не волнуйтесь, клеток хватит и на боевые единоборства. А те клетки, которые оказались не у дел, просто погибают. Каждое научение это не только формирование нового опыта, но и реорганизация старого. Новое встраивается в то, что есть. Чем богаче и сложноорганизованней  ваш опыт тем сложнее его перестроить. Как в пожилом возрасте, когда все клетки «при делах», обзавелись полезными связями (нейросети) и их все устраивает, пресловутая «зона комфорта», привычки всего лишь. Но это не означает, что невозможно сформировать новый опыт в зрелом возрасте, просто немного другой механизм.

 В течение жизни мы создаем вторичный ассортимент. Это фиксирование специализации клеток, использование первичного ассортимента.

 На каком языке пишется пре-специализация нейронов непонятно. Ясно, что не на языке конкретных актов. Здесь ученые пока ничего внятного не придумали.

 

Резюмируем:

1. В раннем онтогенезе формируются пре-специализированные нейроны – резерв на всю жизнь

2. Научение это перевод нейронов из пре- в специализированные за счет морфологических и функциональных изменений

3. Научение – реализация/использование ресурса пре-специализированных нейронов

 

ВЫВОДЫ и СЛЕДСТВИЯ

1. Прагматичность мозга

2. Чему обучаемся на самом деле?

3. Рассогласование

4. Постановка правильных целей

5. Пожизненность специализации нейронов

6. Зеркальные нейроны

7. История формирования опыта

8. Интерференция опыта

9. Культурозависимость

10. Влияние эмоций при обучении

 

 А теперь каждый тезис рассмотрим подробнее, но в контексте обучения боевым единоборствам.

 

01. Прагматичность мозга. ОПЫТ = ЗНАНИЕ.

Невозможность учиться впрок

 Можно ли сформировать новый элемент опыта не с прагматической целью? Новые группы нейронов ВСЕГДА формируются под реализацию конкретных задач, как внешнего, так и внутреннего свойства. Т.е. новый элемент опыта всегда формируется с ПРАГМАТИЧЕСКОЙ целью. Если нет результата, то нет и элемента опыта, нет памяти! В этом смысле — ЗНАНИЕ тождественно ОПЫТУ. Другими словами, нельзя научиться чему-то «впрок», «потом пригодится, может быть...».  Мозги наши так устроены, что их интересует только сиюминутный результат! Последствия такой способности  нашего мозга могут оказаться весьма драматичными при неправильных подходах. 

 Человек запоминает то, что имеет отношение к цели действия, а не к способу. Даже самый маленький кусочек памяти и опыта нужен для достижения определенного результата.

 Например, Вы смотрите какую-то бездарную абсолютно никчемную телепередачу. Какой тут практический результат? А что Вы в это время НЕ ДЕЛАЕТЕ? ЧЕГО ИЗБЕГАЕТЕ? Это и есть ваша истинная цель. О целях ниже по тексту.   

 Тогда, чему мы обучаемся на самом деле?

 Подытожим:

 Любое знание — это умение что-либо делать. Нет знаний на потом.  Другой вопрос чему именно научаемся? Или мы научаемся решать задачи, по математике, например, или научаемся получать положительные отметки. Вот в чем проблема.

 

02. Чему обучаемся на самом деле?

 Заставлять бесполезно

 Раз мозг предельно прагматичен, так чему он обучается на самом деле? Другими словами, всегда ли мы обучаемся тому, чему намеревались или чему-то другому?

  Никого невозможно ничему научить, ни кнутом, ни пряником. На первый взгляд это противоречит нашему жизненному опыту. Можно уговорить,  купить, запугать и т.д. Но что человек сделает на самом деле? Заработает денег или избежит наказания. Вот что он научится делать.

 Формируется совершенно не та система, которую мы хотим.

 В нашем случае может сформироваться система, ориентированная на получение поясов, грамот и прочих наград. Или наоборот, ученик учиться всего лишь, избегать порицания, как прилежная девочка-отличница, не более.  

 Мы, инструкторы, можем только создать условия или ситуации, когда ученик сможет сам создавать цели и достигать их.

 

03. Рассогласование

Любое научение начинается с рассогласования.

 Путь к новым элементам память проходит только через рассогласование. Т.е. рассогласование между желанием что-то сделать и отсутствием ресурсов для этого. 

 Формирование условий, при которой формируются цели – самая главная проблема педагогики, в том числе преподавания боевых единоборств.

 Нет рассогласования – нет научения. А рассогласование начинается с клеточного уровня. Поверим ученым.  Рассогласование должно быть специально создано при обучении. Очень деликатный момент, какие приоритеты будут заложены у студентов, такова и судьба, по крайней мере, в боевых искусствах.

 После рассогласования возникает мотивация. Иными словами, куда пойдет энергия.

 И что касается процессов рассогласования, то методик равных нашей Системе я еще не встречал. Ну никак Никишов И.И. не дает нам «уснуть». Только что-то начинает получаться, ан нет, оказывается ерунда все это, вот вам другое, теперь так делаем и т. д. Короче, хроническое рассогласование. Занятия проходят так, что ученик никогда не знает что будет в следующий момент. Это вынуждает мозг быть все время в бодрствующем состоянии. Не секрет, что мозги, как и все в нашем мире стремится минимизировать расход энергии, другими словами — уснуть, спрятаться за шаблонами, стереотипами, мнениями авторитетов и прочей ерундой лишь бы его не беспокоили. Но наши занятия направлены на пробуждение.

 Предоставляется шанс ощутить жизнь, почувствовать вкус жизни, понять, что реальная жизнь она за пределами наших амбиций, дерзновений мечтаний и прочей суеты ума. Вот истинное рассогласование в преподавании боевых единоборств. Как поединок, где ситуация меняется каждое мгновение. Собственно и методика об этом.

 Кому требуется радикальное рассогласование, обращайтесь. Не больно.   

 

04. Постановка правильных целей

 Раньше, да и сейчас говорят «зажечь ученика», «подсадить на дерево»,  «дать удочку» и тому подобное. Все это хорошо, но не то. А вот истинное предназначение инструктора, преподавателя, как говорит Никишов И.И.: «ПРИВИТЬ ВКУС». На первый взгляд - одно и то же, ан нет! Это эволюционно огромный шаг вперед. На самом деле, таким образом, происходит смещение с «Я-эго» на предмет (с субъекта на объект). Можно сказать растворение «Я», т.е. стирание грани между «наблюдающим» и «наблюдаемым». А потом, кто «зажег», тот может и «погасить», формируется зависимость от наставника и откуда тогда может взяться свобода и мастерство в истинном смысле этого слова. «Зажечь» мы можем конкретного человека, точнее его «Я», а вот прививание вкуса к боевым единоборствам смещает интересы человека с собственно «Я» на сам процесс, со своего мелкого и тщеславного «Я» на нечто более масштабное, непреходяще, с позиции «Я в боевых единоборствах» на собственно сам удивительный мир боевых единоборств, в конце концов. 

 Наслаждение от занятий, от  процесса, радость от исследования и творчества. Конечно же, говоря о вкусе, мы имеем ввиду, привить тонкий вкус. Грубый сам сформируется под влиянием тех же фильмов, а вот изысканность, высокая чувствительность, филигранность и ювелирность в боевых единоборствах прививается хорошим наставником. Все как у нас, в С.Б.Е. «Десять лепестков».

 Проблема только одна — если приобщился к музыке Баха, Бетховена и Моцарта (читай к С.Б.Е. «Десять лепестков»), вы уже не сможете слушать киркоровых-газмановых и прочих биланов. Хотя, деградировать легче, известны и такие случаи.  

 

05. Пожизненность специализации нейронов

 Проблема в том, что специализация нейронов пожизненная. Если вы что-то когда-то совершили, этот слой лег в ваш индивидуальный опыт, и что бы вы не делали, этот слой всегда с вами. В этом смысле, не все равно, чему и сколько учить, сколько и какой «хлам» вы соберете, т. е. сколько техник и стилей вы «изучите».     

 И выбить эти нейроны невозможно. Это огромная проблема. Это мы прекрасно знаем на примере алкоголиков, наркоманов и прочих тунеядцев. Тем более что, например, «алкогольдобывающие» клетки в иерархии очень высокие и пока своего не добьются, другим клеткам приходится только молчать и ждать.

 Избавиться от таких клеток невозможно. Но можно перехитрить. Например изменить всю структуру в целом, где эти клетки впишутся в другие новые программы.

 Но это опять все не то…

 Что-то подправите, что-то улучшите. Покрасите решетки на окнах, похлебку выпросите погуще, чем и занимается армия психотерапевтов и душеведов. Но вы по-прежнему в тюрьме!

 А занятия боевыми единоборствами, особенно по С.Б.Е. «Десять лепестков» предполагают выход из этой тюрьмы, из мира шаблонов и миллиарда обусловленностей, опутавших жизнь человека!

 Вот такие интересные выводы из пожизненной специализации нейронов. Наука молода, ей всего лет 300-400, может когда-то и ученые что-то поймут.

 Идем дальше.

 

06. Зеркальные нейроны

 Отличается ли память сформированная наблюдением от памяти сформированной опытным путем. Как использовать обе памяти. Феномен инструктора.

 Могу предложить лазейку для нерадивых учеников — всегда можно на инструктора свалить, дескать как показал так я и делаю.

 Эти клетки (зеркальные нейроны) работают, когда я исполняю какую-то технику. Но также они работают и тогда, когда кто-то другой делает это, а я внимательно наблюдаю, «участвую» в процессе. Эти же нейроны работают, если я только мысленно исполняю какую-то технику, например, сидя в метро.

 Конечно, активность мозга во всех этих случаях различна. И механизмы научения судя по всему будут отличаться, обучаюсь я собственными пробами или наблюдением. В этом контексте напрашивается такая тема, очень важна в боевых единоборствах, как риск. Да ничего не произойдет без риска. Поэтому все так называемые «работающие техники» они на грани, рисковать надо. Нет техник на все случаи жизни, научился и стал непобедим, спасибо Мастер У Таунг Дин. Нет конечно.  

 Вернемся к нейронам. Когда мы наблюдаем за тем, что кто-то что-то делает из того что мы не умеем, то формируются определенные преспециализации, которые затем можем использовать для формирования собственного опыта. Можем формировать опыт путем  наблюдения. Можем формировать его путем собственных проб. Отличается ли память полученная таким образом. Теоретически, обязана отличаться. Пока не ясно. 

 Выводы напрашиваются сами. Об ответственности инструктора. Ученики ведь все впитывают. Насколько важно демонстрировать технику предельно качественно, основательно и без всяких двусмысленностей и сомнений. Нельзя показывать неправильные варианты, т. е. то как не следует делать, разве что иногда в качестве шутки, разрядить обстановку. Мозги не обязаны разбираться что правильно, а что нет и запоминают все подряд. Более того, им теперь приходится «помнить» правильный и неправильный варианты и  не перепутать.

 А еще мозги не воспринимают, «не слышат» слова «нет» или «не». Тащат все подряд. Об этом много публикаций, сами найдете.  

 Обобщим сказанное: если что-то хотите освоить, вам все-таки придется слезть с дивана, даже если вам повезло и ваш мозг на 99 % состоит из «зеркальных нейронов».

 

07.  История формирования опыта.

 Если вы какой-то навык освоили за несколько этапов то в вашем мозгу будет одна картина, а если за один этап, то картина будет совершенно иная,     хотя внешне ученики делают совершенно одинаково.

 Прокомментирую на конкретном примере:

 Можно начинающего ученика сразу поставить в боевую позицию перед грушей с сказать — «бей!». Это обучение в один этап. Но можно сперва обучить учебным стойкам. Потом амплитудные удары с бедра с реверсом. Затем перейти к упражнениям для наработки компактности. Затем ударная техника рук в воздух. Проверка по лапам. А потом и к груше можно подвести. Этапов 9-10.   Так вот, на выходе, внешне движения будут схожи, но в мозгах будут сформированы совершенно разные нейросети.

 Если два человека делают для внешнего наблюдателя одно и то же, но сформировано это одно и то же разными путями, то мозг работает в этих случаях совершенно по-разному и память в этих двух случаях, судя по всему совершенно разная, имеет разные свойства и по разному устойчива к разным воздействиям  по разному может быть использована в новом обучении.

 Судя по всему «многоэтапное» обучение более пластично для перестройки нейросети с учетом наложения последующего опыта.   

 Количество нейронов обеспечивающее конкретное поведение тем больше чем больше этапов формирования этого поведения было. Хорошо или плохо? Где-то посредине. Возможно, что память сформированная за раз будет храниться дольше (в смысле легкости ее извлечения, память то никуда не стирается) а какая память легче модифицируется? (за один этап или несколько)?

 Каждый этап обучения становится уровнем организации обучения, он никуда не девается, он формируется как пласт, поэтому научить сначала приблизительно, а потом точно – это неправильный подход. Студенты то экзамены сдадут, но у них там, в головах противоречие между этапами.

 Все этапы обучения фиксируются, ничего не исчезает.

 Пирог на всю жизнь (на заметку скачущим по разным школам инструкторам и системам).

 

08. Интерференция опыта

 Память «затвердевает» не сразу.

 Как влияют фазы обучения друг на друга, влияние разных тем друг на друга в процессе занятия?

 Например. Проходим на занятии жесткие техники, через полчаса  - «мягкие». Одна тема потом другая. Способствует ли первая лучшей усвояемости последней? А не ухудшает ли вторая запоминанию первой или способствует? Интересно, да?! Кто об этом задумывался когда либо, кроме инструкторов С.Б.Е. «ДЕСЯТЬ ЛЕПЕСТКОВ»? «Клинические» испытания продолжаются.

 Естественно, порядок этапов влияет на результат. В нашей Системе эта тема продумана также, что отражено в Учебно-методическом плане.  

 

09. Культурозависимость

 Что русскому хорошо, немцу — не очень.

 Хотя у всех людей на земле по две ноги и по две руки, но мозги, тем не менее, разные. Мозг русского даже физически отличается от мозга китайца, скажем. И детерминировано это да хотя бы письменностью, следовательно, и мыслим ми по другому. Это вполне очевидные факты. Хотя, например, с мьянманцами мы легко находим общий язык и складывается впечатление, что между нами нет никакой разницы. «Все люди равны», говорил Мастер У Таунг Дин. Что он в это вкладывал?

 Конечно механизмы научения культурозависимы.

 Нет общечеловеческих когнитивных процессов. Культурозависимо всё!

 При совершении даже простейших арифметических действий у представителей разных культурных групп в мозгах осуществляются разные когнитивные процедуры и разная активность мозга.

 Например. Когда японец наносит круговой удар ногой и точно такой же удар наносит условный Иванов, то мозг у них работает немного по-разному.

 Следует быть осторожным с переводными методиками.

 Русской культуре присуще холистическое мировосприятие, мы антиредукционисты. Западные методические пособия не для нас.

 Да и азиатские пособия тоже. Поэтому абсурдно изучать, скажем, технику меча по японским методикам. Заимствовать какие-то элементы, несомненно, почему нет? Правда, здесь кому как повезло. Если попали к русскому Мастеру, который всю пройденную технику пропустил через себя, а не просто хорошо запомнил и воспроизвел, тогда это уже русская Школа.

 Русские, как холисты, больше приспособлены создавать глобальные системы, намечать новые пути, что важно для начала научного процесса. А культура, в которой живут западные ученые, делает их в большей степени приспособленными для аналитики и для практических выходов. Запад всегда будет интересоваться нашими боевыми искусствами, но никогда не поймет их. Они заимствуют какие-то подходящие им фрагменты и не более. 

 Чаще всего ролики европейцев и американцев просто невозможно смотреть, за внешним лоском просматривается такая убогость… хотя неискушенный зритель клюет и на такую ерунду.  

 

10. Влияние эмоций при обучении

 Чем сильнее эмоции, тем лучше формируется память. Это замечено еще в древности.    

 Если человеку что-то интересно он запоминает это с первого раза. Правда, могут возникнуть трудности с извлечением из памяти.

 Другими словами — проблемы памяти не существует, существует проблема извлечения.

 В этом разделе упомянем только такую привлекательную для обучения боевым единоборствам тему как стресс. Сильный стресс позволяет все как бы переформатировать, начать  с нуля. При стрессе все чему мы научились как бы обнулятся. Обычно опыт наслаивается друг на друга и далеко не все может «войти» в мозги, если это существенно противоречит предыдущему опыту. А вот при стрессе можно обойти эти преграды.

 Разумеется следует принимать во внимание всю опасность такого подхода. Нужны очень знающие инструкторы. Таких немного. Нам повезло, таким был Мастер У Таунг Дин, таким является Никишов И.И. 

 А для лучшей усвояемости материала наши занятия проходят в добродушной непринужденной атмосфере. Здесь основная роль конечно, ведущего инструктора. Приведу пример из советской гимнастики. Был проделан такой эксперимент — на тренировках спортсменам запрещали шутить и хоть как-то разряжать обстановку. Да, спортивные показатели несколько улучшились, но у спортсменов начались проблемы в личной жизни, в семья и т. д. Вот такой интересный факт.

 Так что суровые тренировки, преисполненные чувства собственной важности и надменной серьезности не для нас. 

 Муштра тоже не для нас. Когда я был помоложе и глупее, то умилялся видеороликами где японские детишки идеально исполняют формальные комплексы по каратэ. Затем стало понятно, что у этих детей, увы, нет будущего. За всем этим стоит примитивная муштра. Здесь УЧИТЕЛЬ не нужен, любой дрессировщик лошадей справится. В детей на всю жизнь забивают такие шаблоны, что ни о каком проявлении спонтанности тела уже речи быть не может. Иной раз смотрю на чье-либо исполнение формы и не могу понять: вроде все правильно, четко, качественно, казалось бы, а мне не нравится. Потом понимаю — машина. Бездушная машина... Поверхностно...

 Мы не такие.       

 

И в завершение.

А собственно, для чего нам эти научные знания?

 Знание и понимание о том как работает ум, или мозг, понимание траекторий движения ума, несомненно способствует выходу за установленные этим же умом ограничения и тогда ….

 Ум способен на самые удивительные чудеса, но он не умеет делать одно - он неспособен созерцать истину.

 Важно не то, что здесь было сказано, а то какие выводы из этого следуют. А выводы следующие:

 Все наше нынешнее существование основано на прошлом.

 Но, опыт мастеров и упомянутые выше данные научных исследований с убежденностью демонстрируют, что выход из этого обусловленного прозябания, которое мы называем своей жизнью – ЕСТЬ!   

 Каждое занятие – шанс. Нельзя накопить, а потом… Нет никакого «потом». Кто-то копит деньги, кто-то хвастается огромной домашней библиотекой, кто-то собирает дипломы и «знания», бегая по инструкторам. А   жизнь, истина, любовь … ну ладно.     

 Наши занятия – сродни «сократовским беседам», когда в процессе беседы открывается истина, но на языке боевых единоборств. Вдруг кто-то поймет что-то непосредственно во время занятия. А с другой стороны – это тест. Некоторые хвастаются тем, что могут воспроизвести все что показывает Мастер и на этом основании считать себя очень умелым и способным, это так скучно и поверхностно, ну да ладно… Не об этом.

 «Универсальность», «вариативность» и «комбинаторика» имеют с творчеством мало общего. Хотя качества полезные на определенном этапе,  но это все еще свидетельство ловкости и изворотливости ума-эго, не более. Система Никишова И.И. о другом.

 

P.S.

 Все сказанное выше было известно мастерам тысячи лет назад. Слова только другие. Так научные данные подтверждают древние истины.

 Все перечисленное можно отнести к базовому уровню нашей Системы. Ибо статья о теории научения. А мастерам напротив необходима теория «разнаучения», как превратить наш мозг из тесного чулана с барахлом в бескрайние цветущие благоухающие поля под ясными бездонными небесами.

 Это уже совсем другая методика.

 Но вам еще рано.   

 

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦ.СЕТЯХ

Share this post

Отправить в FacebookОтправить в Google BookmarksОтправить в LiveinternetОтправить в LivejournalОтправить в OdnoklassnikiОтправить в Vkcom

МЫ В СОЦ.СЕТЯХ